Список форумов NAMASTE NAMASTE
Эзотерический портал
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Влияние звука на сознание

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов NAMASTE -> Звукотерапия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Namaste_
Site Admin


Зарегистрирован: 28.02.2007
Сообщения: 420
Откуда: Стольный град Киев

СообщениеДобавлено: Пт Июн 08, 2007 22:13    Заголовок сообщения: Влияние звука на сознание Ответить с цитатой

Использование звука и музыки для исцеления возникло в самом начале истории человечества. Документально подтверждено, что шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные, способны изменять состояние мозга (то есть менять нейрологическую активность мозга). Опыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов усиливают тета-активность, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности.

Изучение нейрологического влияния звука показало, что человеческий мозг реагирует на чистые звуки вполне определенным образом. Позитронная томография, измеряющая уровень поглощения глюкозы на клеточном уровне, показала, что чистые звуки и музыка без слов стимулируют повышение клеточной активности в правом или "недоминантном" полушарии.

Хотя оба полушария мозга перерабатывают массу различных видов информации, можно все же провести простое разделение их задач. В принципе, доминантное полушарие (для большинства людей - левое) отвечает за речь и логику. Недоминантное полушарие (для большинства людей - правое) перерабатывает информацию, связанную с пространством, парадоксальную и не основанную на речи. Хотя способность понимать и создавать речь жизненно необходима для нас, у нашего сознания есть и другие ценные аспекты, которые наша культура на данный момент не считает важными. Эти области нашего сознания (такие как состояние повышенной творческой активности и гениальность) легче всего достигаются через деятельность недоминантного полушария.

При стимуляции недоминантного полушария (например, с использованием чистого звука) часто возникают необычные состояния сознания. Это происходит от того, что недоминантное полушарие включает пространственный и интуитивный аспекты нашего сознания. В таких нейрологических состояниях наше восприятие реальности (как внутренней, так и внешней) может сильно отличаться от нашего повседневного восприятия. Наши чувства могут обостриться, их восприятие становится более живым и утонченным. Довольно часто люди испытывают прямое переживание своей внутренней ментальной и эмоциональной жизни через прямое восприятие своих психических мотивов (то есть глубинных эмоций, фантазий и архетипичных конфликтов и драм). Они могут проявляться как внутренние видения (похожие на сновидения картинки) или даже как внутренний диалог.

Хотя наша западная культура в основном не интересуется такими глубокими эмоциональными и ментальными состояниями, многочисленные случаи из жизни великих ученых и людей искусства указывают, что такие состояния сознания являются вратами нашего прирожденного гения.

Нейрология показала, что большинство людей используют менее десяти процентов нашего мозга. В принципе, это значит, что для повседневной жизни нам нужны только 10% (а то и меньше) всех имеющихся у нас нейронных связей. Другие 90% не задействованы. И они останутся пассивными, пока не появится необходимость "пробудить" эти "спящие" нейронные связи. Я проработал в области психотерапии и раскрытия человеческого потенциала более 18-ти лет и убедился, что измененные состояния сознания - мощный ключ для раскрытия большой части нашего неиспользованного потенциала. А в качестве вспомогательной технологии для этого звуки и музыка ни с чем не сравнимы.

Букварь волн мозга

Наш мозг генерирует электрические потенциалы. Клинические эксперименты показали, что эти потенциалы, или волны мозга, напрямую связаны с разными ментальными и эмоциональными состояниями. Стандартный способ измерения активности волн головного мозга - это электроэнцефалограмма. Есть некоторые расхождения во мнениях о том, где именно различные состояния мозга "накладываются" одно на другое, но, в принципе, изложенная ниже схема является общепринятой. В ней есть пять разных ступеней, начиная с дельты, низшего уровня, и до К-комплекса, высшего уровня.

Дельта - это частота 0,5-4,0 Hz, и она связана с глубоким сном, когда отсутствует осознание собственного "я". Однако некоторые люди с высокоразвитой нервной системой сообщали о состояниях глубокого покоя и расслабленного осознания "я" в диапазоне дельта. Как правило, это люди, развивающие свою нервную систему через такие практики, как йога, медитация и так далее.

Следующий уровень активности - это тета, частота 4-8 Hz. Тета связана с расслаблением и сном, сопровождаемым глубоким переживанием визуальных образов, например, сновиде?ний, виде?ний и т.д. Она также связана с некоторыми видами ускоренного обучения. Более того, диапазон тета также часто связывают с феноменом самоисцеления.

От тета мы поднимаемся к альфа, частоте, связанной с легким расслаблением. Диапазон альфа 8-14 Hz, и ее часто используют в методах ускоренного обучения, а также некоторых разновидностях техник селф-хелпа.

Бета - это то, что мы, как правило, называем бодрствованием, это частота 14-23 Hz. Более высокий уровень беты - 23-33 Hz, и она связана с состояниями повышенной ментальной активности. В диапазоне 33 Hz находится К-комплекс, как правило, возникающий короткими вспышками, и связанный с неожиданными озарениями, мгновенным пониманием каких-либо идей или переживаний.

Использование определенных состояний мозга позволяет улучшить внутреннюю активность, например обучение, самоисцеление, изучение измененных состояний сознания и т.д. Хотя измерение активности мозга крайне важно для понимания нейрофизиологии, собственно ментальные, эмоциональные и духовные переживания человека важны для нашего понимания взаимодействия мозга и разума.

Азы акустики

Ниже изложен базовый минимум информации о звуковых частотах в том смысле, в каком этот термин используется в психоакустике. Любая звуковая вибрация состоит из волновых форм. На диаграмме изображена синусоида (это самая типичная форма волны, используемой в психоакустике).

Как видно из этой диаграммы, цикл - это расстояние между пиками. Частоты, как правило, измеряются в циклах в секунду, или Hz (герц). Чем выше частота, тем выше звук. Нормальная зона восприятия звука для человека - от 20 до 20.000 Hz. Некоторые люди слышат звуки выше 20.000 Hz, но очень мало кто слышит звуки ниже 20 Hz.

Есть несколько возможных вариантов использования определенных частот для "приведения" мозга в измененное состояние. Важно помнить, что большинство людей не слышат низкие частоты, типичные для волн мозга. Например, низкая альфа (и соответствующее ей расслабление) находится в диапазоне 8-9 Hz, за пределами порога слышимости (20 Hz).

Один из способов преодоления этого называется дифференциацией сигнала. При этом в мозг посылаются два разных сигнала. Скажем, в левое ухо поступает сигнал с частотой 200 Hz, а в правое - с частотой 208 Hz. Разница между сигналами составит 8 Hz, и именно на них будет настраиваться мозг. Можно также использовать музыкальные ритмы, которые, как показывает опыт, также весьма эффективны.

Другой метод, часто используемый на кассетах Acoustic Brain Research (ABR) - это подача низких звуков в определенном ритме, чтобы погрузить мозг в желаемое состояние. Мы можем подавать любую частоту или тон по 10 циклов в секунду, чтобы усилить альфа-активность. Преимущество этого варианта в том, что даже глухой на одно ухо человек сможет им воспользоваться, в то время как дифференциация сигнала на него не повлияет.

Говоря о работе мозга и восприятии тела, один из аспектов работы с частотами крайне интересен для психоакустики. Используя различные частоты, можно вызвать резонанс в различных частях тела, таким образом активизируя эмоциональную/ментальную активность, связанную с этим местом. Этому можно найти очень интересное применение в психотерапии и дисциплинах, занимающихся связью ума и тела.

Теоретические схемы технологии акустического изучения мозга
(Acoustic Brain Research, ABR)

Что такое психоакустика?

Психоакустика - недавно возникший раздел изучения потенциала человека, обещающий радикально изменить человеческое поведение, изучая звук, речь и музыку и их влияние на мозг/сознание. Вы заметите, что мы пишем мозг/сознание, таким образом связывая их. Это основано на введенном д-ром Карлом Прибрамом (Dr. Carl Pribram) определении мозга и "сознания", где "сознание" является процессом, существующим параллельно физиологическим процессам в мозгу.

Таким образом, мозг может существовать без сознания (как, например, в трупе), но сознание не может существовать без функционирующего мозга - по крайней мере так, как мы привыкли воспринимать ментальную/эмоциональную активность. (Это не значит, что какой-то аспект сознания не может действовать вне связи с работой мозга, а только что функционирование мозга необходимо для нормальных повседневных переживаний). Далее мы поговорим о базовых понятиях психоакустики и обсудим исследования, касающиеся звукозаписей ABR.

Звук и музыка

Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Мы только недавно начали понимать физиологическое воздействие звука и музыки на мозг. Далее мы поговорим о его основе и различных применениях в технологии психоакустики.

Мы знаем, что музыка может сильно влиять на работу мозга. Это подтверждают работы д ра Лозанова (Dr. Lozanov) из Болгарии. Он обнаружил, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (как, например, Largo в музыке периода барокко) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о "состоянии расслабленного сознания".

Затем д-р Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме. В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Д-ру Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр, или тональность музыки, также оказывает сильное влияние на работу мозга. Мы в ABR используем этот принцип; на каждой кассете записана музыка с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.

Д-р Сью Чапмэн (Dr. Sue Chapman) провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа (контрольная) не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

Что произошло?

С точки зрения психоакустики, все ясно. Архитектура музыки - ритм и тембр - создали изменения в работе мозга, стимулируя его через слух. Эти перемены в работе мозга младенцев понизили уровень стресса, позволив естественным способностям к самоисцелению действовать эффективнее, чем в контрольной группе.

Вибрационная природа звуков и музыки создает язык, который понимают наше тело и сознание. При этом слово "язык" значит не "слова", а "информация". Кстати, слово "информация" происходит от латинского "informare", что значит "форма". Иначе говоря, музыка - это процесс смены акустических форм. Если бы вы увидели формы, создаваемые музыкой, вы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками.

Изучение форм, создаваемых музыкой, называется киматикой (Cymatics) и является, в основном, плодом работы двух людей - д-ра Ханса Дженни (Dr. Hans Jenny) и д-ра Гая Мэннерса (Dr. Guy Manners). Эти ученые собрали множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическая стружка или песок. В некоторых случаях использовался тоноскоп, записывающий схемы в электронном формате.

Эти исследования показали, что музыка действительно создает некую разновидность языка. Как в любом языке, здесь сесть свой синтаксис. Как правило, понятие синтаксиса применяется к записанной или устной речи и означает порядок построения предложения. Изменив порядок слов в предложении, вы измените и смысл. Эту концепцию можно применить и к музыке. Если вы переставите местами ноты, вы измените произведение. Порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Если считать музыку языком, или информацией, то это откроет новые возможности для понимания ее влияния на мозг.

Звуки и музыка также оказывают глубокое влияние на эмоциональные проблемы и трудности в обучении, как показывает работа д-ра Томатиса (Dr. Tomatis) из Франции. Занятно, как д-р Томатис начал заниматься звуковой терапией. На ранней стадии работы его пригласили в монастырь бенедиктинцев недалеко от Парижа. Монахи там страдали от депрессии, а также от расстройств сна и питания. Д-ра Томатиса попросили найти причину их недомогания. Изучая этот вопрос, он обнаружил, что монастырь недавно обрел нового аббата. Новый настоятель с гордостью называл себя современным человеком, и, сочтя григорианское пение слишком средневековым, велел монахам прекратить песнопения.

Сам того не подозревая, аббат отнял у монахов важную форму стимуляции мозга. Лишившись слуховой стимуляции григорианского пения, центральная нервная система монахов подверглась депрессии. Когда д-р Томатис уговорил настоятеля вернуть песнопения, депрессия прекратилась, и монахи выздоровели. Этот случай заставил д-ра Томатиса начать изучать влияние звука на мозг. В процессе работы он обнаружил влияние высоких частот на работу мозга, эмоциональные проблемы и трудности в обучении.

Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния (Beckman Research Institute in Duarte, California) д-р Оно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?

Влияние звуков и музыки на мозг важно для психоакустики. Наблюдая за переменами в состоянии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять эти явления. Психоакустика - юная наука, и мы только сейчас начинаем понимать, с какой точностью звуковые формы могут влиять на клеточные процессы в мозгу. Это восхитительное время, и "Акустик Брейн Рисерч" ставит своей целью научное изучение и понимание теории и технологий психоакустики.

С помощью звука, например, известный исследователь, музыкант, певец, целитель и писатель Том Кенион, создал методы, которые ускоряют лечебную терапию и положительные изменения в организме.

Источник: Земля и Небо

Рисование под музыку лечит алкоголизм и заикание
Воздействие внешней музыки
Музыкотерапия
_________________
С любовью в сердце,
/Виктор/
namaste.org.ua

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Namaste_
Site Admin


Зарегистрирован: 28.02.2007
Сообщения: 420
Откуда: Стольный град Киев

СообщениеДобавлено: Пн Июн 02, 2008 16:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Японская компания Marujyu, занимающаяся производством продуктов питания, выпустила мисо премиум-класса под названием Bahha no Yuraku Kyoichiraku. Мисо – это вид национального японского супа, который приготавливается из бобов, прошедших обработку брожением.

Уникальность продукта заключается в том, что он производится под музыку великого композитора Иоганна Себастьяна Баха, которая течение 150 дней звучит через специально установленные репродукторы в камерах брожения соевых бобов − основного ингредиента мисо.

Томоаки Сато (Tomoaki Sato), президент компании Marujyu, является большим поклонником классической музыки. Он утверждает, что "музыка Баха делает лучше и людей, и мисо". Узнав, что некоторые производители сакэ применяют музыку Моцарта в процессе брожения, Сато тоже решил улучшить производственный процесс музыкальным сопровождением.

Продукт продается в черных квадратных коробках с портретом Баха по цене 630 иен (около $6) за 300 г. Источник – сайт «Новости академической музыки».

Еще одно любопытное сообщение пришло из медицинской школы Гарварда. Здесь ученые выявили, что игра на музыкальных инструментах полезна для мозга, особенно детского.

Как показал эксперимент, у занимающихся музыкой объем мозолистого тела головного мозга, отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на 25%.

По мнению исследователей, не исключены комплексные механизмы влияния как музыки, так и сферы двигательных функций организма в целом. Ведь при игре на фортепиано и других двуручных инструментах активно развивается и мелкая моторика, и координация рук.
_________________
С любовью в сердце,
/Виктор/
namaste.org.ua

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
namaste
Site Admin


Зарегистрирован: 27.02.2007
Сообщения: 87

СообщениеДобавлено: Сб Июн 07, 2008 10:08    Заголовок сообщения: Вокальная терапия Ответить с цитатой

Вокальная терапия

Голос - первый музыкальный инструмент человека. Через его интонацию лучше всего передаётся его состояние. В противопоставлении “жизнь - смерть” - голос являлся признаком живого мира, а молчание - признак мира “иного”. В народных заговорах болезни изгоняют туда, где не поют петухи , не блеют овцы и не поют девушки. Поэтому во время похорон все стараются говорить шепотом - без голоса.

Голос противопоставляется шуму, зевоте, свисту, смеху, шепоту - всё это напоминает звуки нечистой силы, которая шипит, свистит, ухает и лишь изредка говорит. Магические свойства приписывают голосу измененному.

В каждой культуре - свои нормы звучания голоса, отступление от которых воспринималось как фальшь. Так, если невеста по время свадьбы охрипнет или лишится голоса, если сорвется голос у певчего в церкви во время венчания, то все это м. Повлечь смерть одного из новобрачных. Несчастье так же может постигнуть человека, если во время исполнения ему величальной песни поющие сорвут голос или просто сфальшивит.

Голос резкий и сильный всегда служил охраной человеку. Им отворачивали грозовые тучи, им помогали расти растениям, будить пчёл, деревья по весне. Сила человека, отражаясь и передаваясь в звуке, составляет основу магического воздействия на мир.

Голос - вместилище души и силы человека. Отобрав у человека голос, можно отобрать у него силу и душу. С помощью голоса человек отделяет своё пространство от чужого - “Мое Я там, где меня слышно”. Когда спорят, стараются перекричать друг друга, стремясь не доказать правоту, а “захватить пространство”. С изменением голоса меняется социальный статус ч-ека - мутация голоса у подростков.

Многие заболевания нередко возникают из-за гипервентиляции, связанной со стрессом и с чересчур интенсивным дыханием. При этом происходит интенсивное вымывание углекислого газа, что установили в своих исследованиях К.П.Бутейко и И.П.Неумывакин.

Пение на основе правильно поставленного дыхания и продолжительного выдоха устраняет это отклонение.

Физиологическое оздоровительное действие пения основано на том, что при длительном и плавном выдохе уменьшается частота дыхания, а это значит, что в организме задерживается углекислота, которая снимает спазм сосудов, улучшается кровоснабжение внутренних органов, улучшает метаболические процессы и от всего этого человеку становится хорошо. Прибавим к этому возможность эмоциональной разрядки, способ высказаться свои чувства и переживания.

Спокойное пение, как и медитация, хорошо расслабляют мышцы и создают оптимальные условия для химических и биоэнергетических процессов в организме.

Музыкальные звуки, а так же речевые гласные и согласные имеют свои частотные характеристики, воздействующие на организм через вызываемые ими вибрации.

Восточные врачи составили богатое наследие использования звуковых ощущений в лечебных целях.

В китайской медицине были открыты следующие закономерности воздействия речевых звуков. С точки зрения китайской медицины звук:

- “И” прочищает нос и лечит глаза;
- “У” - укрепляет горло и голосовые связки;
- В, Н,М,Э - улучшает работу головного мозга;
- Ц, К, Щ, И - лечит уши;
- У,Ы,Х,Ч - улучшает дыхание;
- О,А,С,М,И, улучшает работу сердца.

В индийской оздоровительной системе “Биджа Мантрас” шесть звуков “храам”, “хриим”, “хруум”, “храйям”, “храум”, “храа” и магический звук “ом” использовались для лечения многих болезней. Вибрации, которые возникали в организме при произношении и пропевании этих мантр, приводили к выздоровлению.

Так, мантра “храам” предписывалась при заболеваниях легких. Она помогала избавиться от таких болезней, как астма, бронхит, туберкулез.

Длительный звук ”и” в мантре “Хриим” стимулирует функции горла, носа и сердца. Повторение звукосочетания очищает дыхательные пути и пищеварительный тракт.

Мантра “хруум” предписывалась при заболеваниях печени, селезенки, желудка и кишечника. Эта мантра укрепляет мышцы брюшного пресса и поэтому убирает живот.

Мантрой “храйм” лечили почки.

Мантра “Храа” - отвечала за грудь и за горло

Мантра “Храум” - нормальное функционирование прямой кишки и заднего прохода.

Почти все мантры построены на принципе некоторого повышения сопротивления вздуха при выдохе. Повышение сопротивления выдоху может быть достигнуто как при припении, так и при выдохе через сомкнутые губы.

Заметим, что подобную технику дыхания практикуют йоги в медитации, когда произносят мантру “Ом” или же делают выдох на звук “с”. Отметим

здесь же, что такие действия, как крик, стон, плач и рыдание так же осуществляются на основе выдоха с сопротивлением. Такой способ выдоха значительно улучшает газообмен в легких, что в свою очередь ведет к повышению иммунитета.

Можно предположить, что известный всем натуралистам факт воя волков и собак в холодные зимние месяцы связан с включением именно этого природного защитного механизма организма в трудной ситуации. И что филогенетически мы имеем дело с одними и теми же способами выживания через повышение иммунитета организма через выдох с сопротивлением.

На нашем сайте «Здоровье-музыка-психология» www.health-music-psy.ru/ в разделе «Лечебный кабинет» вы можете найти и пропеть психокоррекционные формулы и мантры для нормализации психического состояния.

Валентин Петрушин
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов NAMASTE -> Звукотерапия Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB