22 февраля 2008 (78 дней 22 часа назад)
Раны Христа
Что же является причиной так называемых стигматов? Действительно ли это, как многие полагают, результат представлений праведников о страданиях Христа? Или же это клиническое состояние, возможно, даже некая форма истерии?
Поразительное явление стигматов - необъяснимого возникновения рубцов, напоминающих, насколько можно судить, рубцы на теле Христа после распятия, - наблюдается только среди приверженцев Римской католической церкви. Церковные записи содержат всю необходимую для исследователей информацию в этой области. Хотя нельзя сказать, что Церковь объективна в этом вопросе, так как она допускает возникновение рубцов как дьявольского, так и божественного происхождения, что теоретически зависит от того, насколько "свят" человек, у которого появляются рубцы. Однако один критерий был постоянным: рубцы тех, кто показывал их, чтобы стать знаменитым, считались дьявольскими.
Если подобное хвастовство действительно является показателем в определении дьявольского или же божественного происхождения стигматов, тогда Елизавета из Херкенрода должна была уже давно быть проклята. Эта монахиня, жившая в XIII веке, всю свою жизнь провела в практически непрерывном трансе, 24 часа подряд переживая страдания Христа на кресте, часто изображая Христа и некоторых его мучителей по очереди. Отец
Торстон, историк Римской католической церкви, описывает одну сцену, используя рассказы современников: "Схватив правой рукой собственное платье на груди, она потянула себя вправо, а затем левой рукой она потянула себя в противоположном направлении. В другой раз, вытянув руку и угрожающе сжав кулак, она жестоко ударила себя в челюсть так, что, казалось, все ее тело затряслось и зашаталось от удара".
Очевидно, она разыгрывала сцены и события, которые наблюдала в своих видениях, а иногда на ее теле появлялись кровоточащие раны от "тернового венка" и стигматы.
Не все стигматы появляются одинаково. Например, Доменика Лацарри (умершая в 1848 году) и англичанка Тереза Хиггинсон (чья "благословенная смерть" наступила 50 годами позже) безжалостно избивали себя собственными кулаками. Удары Доменики были настолько громкими, что их можно было слышать даже с улицы, а Тереза была уверена, что ее ударами руководит сам дьявол. Святая Мария Магдалена де'Пацци, окутанная
тайной и подверженная стигматам, была, без сомнений, движима экстатическим союзом с Господом, который служил вдохновением ее писаний; но то удовольствие, с которым она уговаривала своих настоятелей высечь ее и с которым она избивала своих послушников, вряд ли может служить
примером для подражания. Можно посочувствовать недоумению отца Торстона в отношении этого явления, он писал:
"Существует множество примеров явления стигматов, когда обман был абсолютно исключен, но описанные детали которых скорее предполагали некое заболевание, чем проявление божественных свойств, которые мы связываем с идеей чуда".
Скептически настроенные ученые часто предпочитают не принимать во внимание подобные истории и их порой безупречных свидетелей, считая их предметами лжи, заблуждения или принятия желаемого за действительное. В то же время многие считают, что "комплекс стигматов" можно отнести к определенному психоневротическому состоянию, особенно к известному как истерия. Но у большинства людей, включая католических теологов, термин вызывает в воображении образ легко возбудимого неврастеника или слабоумного, патологического лжеца, для которого характерны вспышки раздражения и эксцентрические сцены с целью настоять на своем.
Назовите кого-нибудь подверженным истерии, и это сразу же примут за оскорбление. Однако слово имеет абсолютно иное значение в медицине. До XX века считалось, что истерии могут быть подвержены только женщины. (Слово "истерия" происходит от греческого "матка".) Но психиатры, исследующие воздействие
сильного стресса, испытываемого солдатами в окопах, обнаружили, что мужчины также могут быть подвержены симптомам истерии. Говорят, что существует даже истерический тип личности.
Подобный человек может впадать в драматическое, ненормальное поведение, которое общепринято называть "истерией", но подобными симптомами может страдать любой, переживший стресс, повышенные эмоции или внутренний конфликт. Они даже могут быть полезны, когда мы оказываемся в опасной ситуации. Описаны также случаи, когда солдаты были внезапно поражены параличом или слепли. Тесты подтверждают, что это не симуляция - симптомы довольно правдоподобны, - но причина, как выяснилось, лежит в истерии. Солдат не в силах больше участвовать в битве, но из-за своего воспитания и страха, что его посчитают трусом, он не может сдаться своему страху и убежать. Вместо этого его мозг решает конфликт за него: его тело перестает функционировать. Существуют и другие случаи проявления подобных симптомов -под гипнозом, например, буквальное восприятие того, что мы произносим изо дня в день. "Я не могу идти дальше", к примеру, мозг может "расценить" как истерическую хромоту; "не могу на это смотреть" - как слепоту; "это все боль в шее" - как соответствующий физический симптом. Так что некоторые якобы святые проявления, например, видение горного хребта в виде обручального кольца или рубец вокруг соответствующего пальца монашки (или "невесты Христа"), также могут быть симптомами истерии.
Большинство психиатров сошлись во мнении, что симптомы истерии не совместимы ни с обычными людьми, ни со святыми. Так что истерия "не оправдывает" стигматов, чего боятся многие поборники Церкви, но она могла бы объяснить механизм этого странного явления.
Однако большинство римских католиков продолжают считать оскорблением объяснение стигматов истерией, указывая на то, что подверженные стигматам святая Джемма Галгани, Падре Пио или святая Тереза из Авилля были скромными, тихими и явно нелегко возбуждаемыми людьми. Но если поближе взглянуть на жизнь этих "тихих" людей, в их истории можно обнаружить странные заболевания или ненормальную физическую
чувствительность. Они часто были подвержены необъяснимым явлениям, как, например, внезапная потеря сознания, припадки, паралич, слепота и другие. Многие также становились жертвами туберкулеза, что увеличивало восприимчивость к внушению. Любопытен тот факт, что видения, являвшиеся им, часто означали избавление от загадочных заболеваний.
Многим стигматам было свойственно поведение, часто ассоциируемое с шаманами (или колдунами-целителями) более примитивных сообществ: ойи впадали в транс, проявляли способность лечить людей, левитировать, предсказывать будущее и даже огнестойкость. Некоторые были подвержены раздвоению личности -Тереза Хиггинсон, Константа Мария Кастрека (итальянская монахиня XVII века), мать Беатрис Мария от Иисуса и Тереза
Ньюманн, которая также могла говорить на нескольких языках. Возможно, подверженные стигматам - это католические эквиваленты шаманов; но даже если это и так, сейчас раздвоение личности считают одним из симптомов истерии, и, возможно, другие "дарования" подобных людей, включая появление стигматов, имеют те же причины.
Тереза Ньюманн, жительница Баварии, подверженная стигматам, которая в течение всей своей жизни (1898-1962) являлась предметом интереса докторов и исследователей паранормальных явлений, кровоточила каждую пятницу и четверг, испытывая так называемый "религиозный экстаз". В 1925 году она чудом излечилась от слепоты и паралича и вслед за святой Терезой из Лизо была причислена к лику блаженных; вскоре после этого начались загадочные кровотечения. Очнувшись от глубокого сна, она внезапно садилась и вытягивала руки. В такие моменты ее полузакрытые глаза наполнялись кровавыми слезами, которые стекали по ее бледным щекам, прежде чем свернуться прямо на лице. Казалось, что каждый раз она переживала всю историю распятия, и, пока она находилась в состоянии транса, на ее руках, ступнях и лбу появлялись стигматы. Скептики утверждали, что это могли быть раны от самоистязания, но несколько свидетелей были
уверены, что это действительно раны Христа.
Еще одно доказательство того, что причиной появления стигматов является истерия, основывается на предположении. Раны святой Вероники Джулиани (умершей в 1927 году) открывались и начинали кровоточить по команде ее духовника, точно так же как бельгийка Луиза Лато и другие выходили из состояния высшего экстаза по приказу своих настоятельниц. Известно, что рана на животе Анны Катарины Эммерих напоминала необычное
распятие в форме буквы Y - в церкви в городе Косвельд, в Германии, где она медитировала, будучи еще ребенком. А рубцы святой Джеммы Галгани очевидно повторяли черты ее любимого распятия.
Субъективный элемент образцов стигматов и их невероятное разнообразие, кажется, также свидетельствуют об их происхождении от истерии. Известно, что встречаются различные виды ран: от простых красных точек до трещин в виде крестов, круглых, овальных или квадратных рубцов; на тыльных сторонах ладоней и ступнях ног были отметины от шляпок гвоздей, и даже для ран на ступнях и на животе были характерны одинаковые варианты в зависимости от того, как этот человек представлял себе распятие Христа. Важно отметить, что неизвестны примеры рубцов на запястье, где они должны были находиться, по мнению исследователей, видевших Туринскую Плащаницу. Но сегодня довольно распространенным среди верующих является мнение, что в будущем появятся люди и с ранами на запястье.
С осени 1911 по 1968 год руки и ступни одного из известнейших обладателей стигматов, Падре Пио, постоянно кровоточили. Рубцы доставляли ужасную боль; его раны бинтовали, а на руки надевали перчатки; его ботинки, сейчас хранящиеся как реликвия, были специально увеличены, чтобы для перевязки было достаточно места.
В письме своему духовному наставнику от 8 сентября 1911 года Падре Пио написал о своем недуге: "Вчера вечером со мной что-то произошло, чего я не могу ни объяснить, ни понять. В середине моих ладоней появились красные точки, размером примерно с цент, а в самом центре этих точек я чувствовал очень резкую боль... у алтаря мне иногда кажется, что все мое тело горит и лицо, кажется, особенно пылает".
Но 20 сентября 1918 года, вскоре после празднования Дня святого Франциска (который также был подвержен стигматам), на теле Падре Пио, который в одиночестве молился в часовне деревни Сан - Джованни Ротондо, появились раны, сохранившиеся до конца его жизни, которые, не прекращая, кровоточили, однако не были заражены. Эти стигматы появились на кистях его рук, и спереди, и сзади, и на обеих ступнях. Через некоторое
время на его груди появился рубец, по форме напоминающий перевернутый крест. Наибольший интерес представляет тот факт, что обильнее всего его раны кровоточили начиная с вечера четверга до субботы, и существовала реальная опасность смерти от потери крови.
Этого выдающегося человека, известного также своей способностью предсказывать будущее, исцелять людей и билокацией (способностью находиться сразу в двух местах), в течение всей его жизни посещали сотни тысяч паломников. Однако Ватикан категорически запретил ему писать о своих стигматах и даже покидать монастырь. Ему не разрешалось проводить публичные богослужения или исповедовать. Но с помощью пожертвований прихожан он смог построить великолепную больницу прямо рядом с монастырем.
Те, кто хорошо знал Падре Пио, также знали и о степени его страданий. Но говорят, что самые ужасные страдания причиняли ему те, кто считал его стигматы самоистязанием.
Стигматы неоднократно пытались воспроизвести с помощью гипноза, но единственным результатом было кратковременное покраснение кожи или же единичное кровотечение. Но все это ничтожно в сравнении с ужасными ранами и обильным кровотечением от "настоящих" стигматов, которые не поддавались обычному лечению и сохранялись в течение всей жизни. Вне религиозного контекста, когда стигмата не обязательно должна иметь форму распятия Христа, существует множество паранормальных или даже психологических феноменов образования неких спонтанных повреждений кожи. Примером такого явления может служить изучаемая Гарри Прайсом в 1920-х годах Элеонора Цуган, известная жертва полтергейста, кожа которой покрылась рубцами, следами от укусов и даже рельефными надписями после атаки дьявола, которого только она могла видеть.
Корни многих, если не всех, случаев появления стигматов нужно искать в подсознании человека, ставшего их жертвой. Со временем, возможно, нам удастся понять суть этого процесса. Но в таком случае чудо превратится в нечто обыденное, и верующие с трудом смогут перенести такую потерю.
Поразительное явление стигматов - необъяснимого возникновения рубцов, напоминающих, насколько можно судить, рубцы на теле Христа после распятия, - наблюдается только среди приверженцев Римской католической церкви. Церковные записи содержат всю необходимую для исследователей информацию в этой области. Хотя нельзя сказать, что Церковь объективна в этом вопросе, так как она допускает возникновение рубцов как дьявольского, так и божественного происхождения, что теоретически зависит от того, насколько "свят" человек, у которого появляются рубцы. Однако один критерий был постоянным: рубцы тех, кто показывал их, чтобы стать знаменитым, считались дьявольскими.
Если подобное хвастовство действительно является показателем в определении дьявольского или же божественного происхождения стигматов, тогда Елизавета из Херкенрода должна была уже давно быть проклята. Эта монахиня, жившая в XIII веке, всю свою жизнь провела в практически непрерывном трансе, 24 часа подряд переживая страдания Христа на кресте, часто изображая Христа и некоторых его мучителей по очереди. Отец
Торстон, историк Римской католической церкви, описывает одну сцену, используя рассказы современников: "Схватив правой рукой собственное платье на груди, она потянула себя вправо, а затем левой рукой она потянула себя в противоположном направлении. В другой раз, вытянув руку и угрожающе сжав кулак, она жестоко ударила себя в челюсть так, что, казалось, все ее тело затряслось и зашаталось от удара".
Очевидно, она разыгрывала сцены и события, которые наблюдала в своих видениях, а иногда на ее теле появлялись кровоточащие раны от "тернового венка" и стигматы.
Самоистязания
Не все стигматы появляются одинаково. Например, Доменика Лацарри (умершая в 1848 году) и англичанка Тереза Хиггинсон (чья "благословенная смерть" наступила 50 годами позже) безжалостно избивали себя собственными кулаками. Удары Доменики были настолько громкими, что их можно было слышать даже с улицы, а Тереза была уверена, что ее ударами руководит сам дьявол. Святая Мария Магдалена де'Пацци, окутанная
тайной и подверженная стигматам, была, без сомнений, движима экстатическим союзом с Господом, который служил вдохновением ее писаний; но то удовольствие, с которым она уговаривала своих настоятелей высечь ее и с которым она избивала своих послушников, вряд ли может служить
примером для подражания. Можно посочувствовать недоумению отца Торстона в отношении этого явления, он писал:
"Существует множество примеров явления стигматов, когда обман был абсолютно исключен, но описанные детали которых скорее предполагали некое заболевание, чем проявление божественных свойств, которые мы связываем с идеей чуда".
Скептически настроенные ученые часто предпочитают не принимать во внимание подобные истории и их порой безупречных свидетелей, считая их предметами лжи, заблуждения или принятия желаемого за действительное. В то же время многие считают, что "комплекс стигматов" можно отнести к определенному психоневротическому состоянию, особенно к известному как истерия. Но у большинства людей, включая католических теологов, термин вызывает в воображении образ легко возбудимого неврастеника или слабоумного, патологического лжеца, для которого характерны вспышки раздражения и эксцентрические сцены с целью настоять на своем.
Назовите кого-нибудь подверженным истерии, и это сразу же примут за оскорбление. Однако слово имеет абсолютно иное значение в медицине. До XX века считалось, что истерии могут быть подвержены только женщины. (Слово "истерия" происходит от греческого "матка".) Но психиатры, исследующие воздействие
сильного стресса, испытываемого солдатами в окопах, обнаружили, что мужчины также могут быть подвержены симптомам истерии. Говорят, что существует даже истерический тип личности.
Симптомы истерии
Подобный человек может впадать в драматическое, ненормальное поведение, которое общепринято называть "истерией", но подобными симптомами может страдать любой, переживший стресс, повышенные эмоции или внутренний конфликт. Они даже могут быть полезны, когда мы оказываемся в опасной ситуации. Описаны также случаи, когда солдаты были внезапно поражены параличом или слепли. Тесты подтверждают, что это не симуляция - симптомы довольно правдоподобны, - но причина, как выяснилось, лежит в истерии. Солдат не в силах больше участвовать в битве, но из-за своего воспитания и страха, что его посчитают трусом, он не может сдаться своему страху и убежать. Вместо этого его мозг решает конфликт за него: его тело перестает функционировать. Существуют и другие случаи проявления подобных симптомов -под гипнозом, например, буквальное восприятие того, что мы произносим изо дня в день. "Я не могу идти дальше", к примеру, мозг может "расценить" как истерическую хромоту; "не могу на это смотреть" - как слепоту; "это все боль в шее" - как соответствующий физический симптом. Так что некоторые якобы святые проявления, например, видение горного хребта в виде обручального кольца или рубец вокруг соответствующего пальца монашки (или "невесты Христа"), также могут быть симптомами истерии.
Большинство психиатров сошлись во мнении, что симптомы истерии не совместимы ни с обычными людьми, ни со святыми. Так что истерия "не оправдывает" стигматов, чего боятся многие поборники Церкви, но она могла бы объяснить механизм этого странного явления.
Однако большинство римских католиков продолжают считать оскорблением объяснение стигматов истерией, указывая на то, что подверженные стигматам святая Джемма Галгани, Падре Пио или святая Тереза из Авилля были скромными, тихими и явно нелегко возбуждаемыми людьми. Но если поближе взглянуть на жизнь этих "тихих" людей, в их истории можно обнаружить странные заболевания или ненормальную физическую
чувствительность. Они часто были подвержены необъяснимым явлениям, как, например, внезапная потеря сознания, припадки, паралич, слепота и другие. Многие также становились жертвами туберкулеза, что увеличивало восприимчивость к внушению. Любопытен тот факт, что видения, являвшиеся им, часто означали избавление от загадочных заболеваний.
Многим стигматам было свойственно поведение, часто ассоциируемое с шаманами (или колдунами-целителями) более примитивных сообществ: ойи впадали в транс, проявляли способность лечить людей, левитировать, предсказывать будущее и даже огнестойкость. Некоторые были подвержены раздвоению личности -Тереза Хиггинсон, Константа Мария Кастрека (итальянская монахиня XVII века), мать Беатрис Мария от Иисуса и Тереза
Ньюманн, которая также могла говорить на нескольких языках. Возможно, подверженные стигматам - это католические эквиваленты шаманов; но даже если это и так, сейчас раздвоение личности считают одним из симптомов истерии, и, возможно, другие "дарования" подобных людей, включая появление стигматов, имеют те же причины.
Заново пережившие распятие
Тереза Ньюманн, жительница Баварии, подверженная стигматам, которая в течение всей своей жизни (1898-1962) являлась предметом интереса докторов и исследователей паранормальных явлений, кровоточила каждую пятницу и четверг, испытывая так называемый "религиозный экстаз". В 1925 году она чудом излечилась от слепоты и паралича и вслед за святой Терезой из Лизо была причислена к лику блаженных; вскоре после этого начались загадочные кровотечения. Очнувшись от глубокого сна, она внезапно садилась и вытягивала руки. В такие моменты ее полузакрытые глаза наполнялись кровавыми слезами, которые стекали по ее бледным щекам, прежде чем свернуться прямо на лице. Казалось, что каждый раз она переживала всю историю распятия, и, пока она находилась в состоянии транса, на ее руках, ступнях и лбу появлялись стигматы. Скептики утверждали, что это могли быть раны от самоистязания, но несколько свидетелей были
уверены, что это действительно раны Христа.
Еще одно доказательство того, что причиной появления стигматов является истерия, основывается на предположении. Раны святой Вероники Джулиани (умершей в 1927 году) открывались и начинали кровоточить по команде ее духовника, точно так же как бельгийка Луиза Лато и другие выходили из состояния высшего экстаза по приказу своих настоятельниц. Известно, что рана на животе Анны Катарины Эммерих напоминала необычное
распятие в форме буквы Y - в церкви в городе Косвельд, в Германии, где она медитировала, будучи еще ребенком. А рубцы святой Джеммы Галгани очевидно повторяли черты ее любимого распятия.
Субъективный элемент образцов стигматов и их невероятное разнообразие, кажется, также свидетельствуют об их происхождении от истерии. Известно, что встречаются различные виды ран: от простых красных точек до трещин в виде крестов, круглых, овальных или квадратных рубцов; на тыльных сторонах ладоней и ступнях ног были отметины от шляпок гвоздей, и даже для ран на ступнях и на животе были характерны одинаковые варианты в зависимости от того, как этот человек представлял себе распятие Христа. Важно отметить, что неизвестны примеры рубцов на запястье, где они должны были находиться, по мнению исследователей, видевших Туринскую Плащаницу. Но сегодня довольно распространенным среди верующих является мнение, что в будущем появятся люди и с ранами на запястье.
Муки святых
С осени 1911 по 1968 год руки и ступни одного из известнейших обладателей стигматов, Падре Пио, постоянно кровоточили. Рубцы доставляли ужасную боль; его раны бинтовали, а на руки надевали перчатки; его ботинки, сейчас хранящиеся как реликвия, были специально увеличены, чтобы для перевязки было достаточно места.
В письме своему духовному наставнику от 8 сентября 1911 года Падре Пио написал о своем недуге: "Вчера вечером со мной что-то произошло, чего я не могу ни объяснить, ни понять. В середине моих ладоней появились красные точки, размером примерно с цент, а в самом центре этих точек я чувствовал очень резкую боль... у алтаря мне иногда кажется, что все мое тело горит и лицо, кажется, особенно пылает".
Но 20 сентября 1918 года, вскоре после празднования Дня святого Франциска (который также был подвержен стигматам), на теле Падре Пио, который в одиночестве молился в часовне деревни Сан - Джованни Ротондо, появились раны, сохранившиеся до конца его жизни, которые, не прекращая, кровоточили, однако не были заражены. Эти стигматы появились на кистях его рук, и спереди, и сзади, и на обеих ступнях. Через некоторое
время на его груди появился рубец, по форме напоминающий перевернутый крест. Наибольший интерес представляет тот факт, что обильнее всего его раны кровоточили начиная с вечера четверга до субботы, и существовала реальная опасность смерти от потери крови.
Этого выдающегося человека, известного также своей способностью предсказывать будущее, исцелять людей и билокацией (способностью находиться сразу в двух местах), в течение всей его жизни посещали сотни тысяч паломников. Однако Ватикан категорически запретил ему писать о своих стигматах и даже покидать монастырь. Ему не разрешалось проводить публичные богослужения или исповедовать. Но с помощью пожертвований прихожан он смог построить великолепную больницу прямо рядом с монастырем.
Те, кто хорошо знал Падре Пио, также знали и о степени его страданий. Но говорят, что самые ужасные страдания причиняли ему те, кто считал его стигматы самоистязанием.
Стигматы неоднократно пытались воспроизвести с помощью гипноза, но единственным результатом было кратковременное покраснение кожи или же единичное кровотечение. Но все это ничтожно в сравнении с ужасными ранами и обильным кровотечением от "настоящих" стигматов, которые не поддавались обычному лечению и сохранялись в течение всей жизни. Вне религиозного контекста, когда стигмата не обязательно должна иметь форму распятия Христа, существует множество паранормальных или даже психологических феноменов образования неких спонтанных повреждений кожи. Примером такого явления может служить изучаемая Гарри Прайсом в 1920-х годах Элеонора Цуган, известная жертва полтергейста, кожа которой покрылась рубцами, следами от укусов и даже рельефными надписями после атаки дьявола, которого только она могла видеть.
Корни многих, если не всех, случаев появления стигматов нужно искать в подсознании человека, ставшего их жертвой. Со временем, возможно, нам удастся понять суть этого процесса. Но в таком случае чудо превратится в нечто обыденное, и верующие с трудом смогут перенести такую потерю.
"Интересная газета. Оракул" №1 2007 г.
Поделитесь своими впечатлениями и мыслями от этой статьи на ФОРУМЕ