16 марта 2008 (2 дня 16 часов назад)
Свято-Троицкий монастырь "Китаева пустынь"

Откуда вдруг на Руси взялась частичка Поднебесной империи? По одной из версий название связано с именем князя Андрея Боголюбского, которому в свое время принадлежали эти земли. В народе его прозвали Китем. Оттого и местность стала Китаево.
Четыреста лет назад гора была разделена четырьмя «этажами» пещер. Служили они для разных целей: для уединения отшельников, для защиты от врагов, для связи с другими монастырями и, конечно же, для хранения съестных припасов. По предположениям историков, возникли они еще в добатыевские времена.
Древний орден воинов
Сверху на горе сохранились ровные площадки-плато. На них, по свидетельствам историков, были поселения еще во II ст. н. э. Есть гипотеза, что именно через Китаево проходил торговый путь «из Варяг в Греки».
В V веке на площадках расположилось пять маленьких городков. Через пару веков они объединились в один крупный – Пересичен.
По одной из версий, на территории появившегося монастыря воспитывались послушники-воины. Они защищали мирных горожан от посягательств кочевников. Так, за ночь, пока жители спали, монахи, поймали лазутчиков.
Утром же люди лицезрели жуткую картину: вокруг «китайской стены» стояли кресты с распятыми вниз головой врагами. Легенда гласит, что воины-монахи знали тайну единоборств и владели тактикой боя.
Image Image
Центр православия и тамплиеры
После принятия христианства Китаевская пустынь становится религиозным центром. IX-X столетье – ее звездный час. Лишь когда в XI веке появляется Киево-Печерская лавра и начинается строительство Выдубецкого монастыря, Китаево утрачивает свое первоначальное значение.
Виктория Полушкина
БЛИК
БЛИК

В ХV1-ХVП вв. любители пустынножительства из Киево-Печерской Лавры основали на Китай-горе пещерный монастырь, а на месте нынешних зданий пустыни - наземный лаврский скит.
В XVIII в. в Китаеве прославилась великими подвигами Преподобная Досифея (+1776 г.). Родилась она в 1721 г. в семье рязанских дворян Тяпкиных (вели род от участника Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего окольничим св. князя Димитрия Донского). С 2 до 9 лет Дарья (мирское имя Преподобной) воспитывалась в Московском кремлевском Вознесенском монастыре иночествовавшей там родной бабушкой - монахиней Порфирией (обитель основана вдовой св. Димитрия Донского преп. Евфросинией; м. Порфирия удалилась под молитвенное предстательство св. княгини, от мужа которой родоначальники Тяпкиных получили за верную службу богатство и знатность). Став за 7 лет по образу жизни настоящей монахиней, Дарья по возвращении в родительский дом не пожелала вести светскую дворянскую жизнь и подвизалась в благочестии. В 15 лет, опасаясь выдачи замуж и угасания стремления к Богу, Дарья тайно покинула родных. Боясь быть разысканной и насильно возвращенной, подвижница взяла пример с Преподобных Евфросинии и Марины, спасавшихся под мужскими именами в мужских монастырях: купила крестьянскую одежду, остригла волосы и назвалась беглым крепостным Досифеем. Низкий голос, равномерная походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в "Досифее" девушку. Три года она трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Однажды в обитель приехали родные Дарьи и опознали беглянку, но последняя тут же скрылась и ушла в Киев, где на Китай-горе, не желая пользоваться плодом чужого труда, выкопала для себя отдельную пещеру и поселилась в ней. Десятки лет сурового пустынножительства привлекли к "Досифею" внимание мира, полное благоговейного уважения. Побеседовать с подвижницей можно было, однако, только через пещерное окошко. В 1744 г. "Досифея" посетила императрица Елизавета Петровна. В ее присутствии Дарья была пострижена в рясофор с именем Досифей (тайну подвижницы по-прежнему никто не знал: от суровых подвигов внешность Преподобной с течением времени все меньше могла давать повод к подозрениям).
Именно от преп. Досифеи получил в Китаево благословение идти в Саровскую обитель будущий великий старец преп. Серафим. Однажды у Преподобной побывала родная сестра и сказала, что пропавшая когда-то Дарья до сих пор не найдена. Подвижница, не будучи, естественно, узнанной (разговор происходил через то же окошко), посоветовала сестре не искать Дарьи, ушедшей из дому ради Господа, а радоваться ее духовному призванию.
Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, Преподобная переселилась на Дальние пещеры в Лавре и духовно воспитала здесь будущего известного соловецкого подвижника Феофана (ум.1819 г.; по благословению подвижницы некоторое время находился на послушании преп. Паисия Величковского; готовясь отойти ко Господу, Преподобная сама указала Феофану идти на Соловки). Последние четыре года своей земной жизни подвижница провела в наземном Китаевском скиту.
"Старца Досифея" нашли в его келье преставившимся на коленях перед аналоем (точно так же почиет о Господе и Преп. Серафим Саровский; кончина подвижницы совпала с памятью преставления Преп. Сергия Радонежского, что также обращает на себя внимание). В руке "старца" была записка с просьбой предать приготовленное к погребению тело земле "не касаясь", что китаевская братия и исполнила. Когда впоследствии сестра Преподобной вторично побывала в Киеве и увидела портрет "старца", все узнали наконец тайну подвижницы.
В сер. XIX в. в пустыни подвизался Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил (ум.1853 г.) - широко известный и глубоко чтимый старец, имевший дар прозорливости и чудотворений. У блаженного Феофила часто бывал в детстве с матерью Владимир Шепелев - будущий Киево-Печерский подвижник Преп. Алексий (ум.1917г.). Володе старец предрек подвижничество в сане иеромонаха.
Во второй пол. XIX в. в обители трудился и похоронил здесь свою мать Марию и другой прославленный в лике святых Христа ради юродивый киевский подвижник - рясофорный монах Киево-Печерской Лавры Паисий (ум.1893 г.). До перевода из Лавры в Китаево он также не раз бывал у преп. Феофила.
В пустыни погребен известный в свое время в Киеве подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый (Ковалевский; ум.1855г.).
В 30-х гг. XX в. обитель была упразднена. Возрождение пустыни началось с открытия в нач. 1990-х прихода в ее каменном престольном храме (возведен в 1763-1767 гг. в стиле украинского барокко на месте обветшавшей деревянной церкви преп. Сергия Радонежского, поставленной в 1716 г.; в ходе перестроек 1854 и 1892-1893 гг. приобрел современный вид; пять глав поставлены прямым крестом; имел приделы преп. Сергия Радонежского и св. Димитрия Ростовского; сохраняет статус прихода). В сквере севернее храма под спудом почивают мощи преп. Досифеи. Рядом- надгробия на бывшей могиле преп. Феофила (мощи обретены в 1993 г. и открыто почивают в пустыни) и на могиле первого наместника возрожденной обители старца схиархимандрита Феофила (ум.1996 г.). Северо-западнее Троицкой церкви находится храм свв. 12 Апостолов (1835г.; безкупольный), а южнее стояла не дошедшая до нас четырехъярусная колокольня (1835 г.; классицизм). Улица Китаевская отделяет от центра пустыни храм преп. Серафима Саровского (в обители хранятся поручи и епитрахиль этого Угодника), пристроенный в 1904 г. к зданию лаврской богадельни (1871 г., расширено в 1900 г.; одноэтажное, деревянное, обложено кирпичом). На Китай-горе сохранились иноческие пещеры, часть которых в 1990-1993гг. расчищена и благоустроена для посещения усилиями сотрудников научного отдела "Киев-Подземный" при Музее Истории г. Киева и братии пустыни (указанный отдел занимается исследованием и охраной иноческих подземелий). Во второй пол. XIX в. здесь было устроено обложенное кирпичом подземное помещение для храма. Во время строительных работ к трудившимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: "Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро", после чего стал невидим. И действительно, только в наши дни в описанной подземной камере был освящен храм во имя Преп. Досифей Киево-Китаевской. В пещерах сохранились иноческие кельи с земляными стенами и лежанками. Так первоначально выглядели и лаврские пещеры. При обители действуют богадельня и паломническая гостиница.
Престольный праздник - День Святой Троицы. Монастырские храмы:
храм Двенадцати Апостолов (пам. 30 июня/13 июля); храм прп. Серафима Саровского (пам. 2/15 янв. и 19 июля/1 авг.); пещерный храм прп. Досифеи Киевской.
Святыни. Мощи прп. Феофила, Христа ради юродивого - в Свято-Троицком приходском храме. Мощи прп. Досифеи - под спудом, у северной стены сего храма.
Настоятель - архим. Прохор (Костюченко).
Богослужение ежедневное. Монастырь не переходит на летнее время. Полунощница - 6.00 (в Великий Пост - 5.30). По окончании - Литургия. Вечернее богослужение - 17.00. Акафист соборный прпп. Печерским - по средам, перед Литургией. В воскресенье вечером - Акафист Св. Троице
Владимир Судьин
http://kiev-orthodox.org
http://kiev-orthodox.org

История Свято-Троицкой Китаевской пустыни описана выше. Приходской Свято-Троицкий храм открылся в 1990 г.
Святыни. Мощи прп. Феофила, Христа ради юродивого.
Мощи прп. Досифеи – под спудом, у северной стены храма.
Личные вещи прп. Серафима Саровского – в особом ковчежце.
Настоятель – благочинный Южного округа прот. Мирослав Бариляк.
Богослужение
Вечернее: пятница, суббота – 16.00. Литургия: суббота, воскресенье – 8.45.

Первые поселения в Корчеватом, Китаево, Голосееве появились еще в эпоху меди-бронзы и раннего железного века (III-ІI тыс. до н. э.). К V-VI векам историческая наука относит время возникновения союзов славянских племен, одним из которых был союз полян. Тогда возникло поселение, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь.
Археологическая экспедиция 1911 года, исследовавшая антропологический тип (анатомические особенности), ритуальные обряды древних жителей урочища, констатировала их однородный этнический состав..
На высоком холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские (великокняжеские) времена.

Для защиты от внезапных нападений в Китаево была создана система фортификационных сооружений (три линии валов и рвов). Таким образом, к естественной сложности рельефа, испещренного ярами и балками, которые разделяли территорию городища на пять отдельных площадок, прибавились искусственные укрепления. Подобным образом были созданы форпосты в древнем Вышгороде, Киеве, в соседней Церковщине, Триполье и т.д. Эти высоты служили друг для друга своеобразными маяками на случай вторжения врага. Южнее Китаевского городища возник наибольший из существующих в окрестностях Киева курганный могильник - свыше 400 насыпей. Он состоит из трех групп курганов, разделенных между собою валами. По мнению археологов, датирующих самые ранние здешние находки Х веком, одна группа захоронений – это могилы воинов-защитников поселения, две другие – это, скорее всего, погребения мирных жителей. Ныне курганы поросли вековым лесом.
Археологами исследована лишь четвертая часть курганов; Китаевские пещеры, при неослабевающем интересе к ним, становились только объектами “разведок” – в основном, визуальных наблюдений. Таким образом, относимые к ранней истории Китаево даты достаточно приблизительны. И утверждать можно лишь то, что события здесь разворачивались не позднее указанных столетий, но насколько раньше, пока неизвестно.

О происхождении названия пустыни "Китаевская".
Из глубины веков до наших дней дошли названия отдельных местностей (топонимы) Киева. Древними преданиями веет от Андревской и Бусовой гор, Наводницкой долины и Выдубичей. Подобно им сохранилось наименование Китаевского урочища, а холм, в недрах которого некогда был пещерный монастырь, стали величать Китай-горой.
Тюркское по происхождению слово “китай” буквально переводится как “крепость”, “укрепление”. В этом значении оно довольно часто употреблялось в старину.
Китаевские пещеры
Рукотворные пещеры в Китаевском урочище могли появиться в дохристианские времена, служа жильем и убежищем древним людям, и судить об их первоначальной планировке не представляется возможным. Некоторые исследователи связывают возникновение пещер с городищем и предполагают, что защитники цитадели могли использовать подземные лабиринты в качестве потайного выхода к посаду. Современные археологические находки в пещерах датируются ХVII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит в Китаево. Там появились деревянные кельи, церковь. Тогда же, скорее всего, расширили и благоустроили пещеры. Как известно, в ХVII-XVIII веках изменялись конфигурация, общий вид лаврских пещер, и в пустыни, административно подчинявшейся Лавре, могли быть проведены подобные работы. Во время этой и последующих перестроек исчезали следы раннего этапа истории пещерного монастыря.
Современная жизнь монастыря пребывает в постоянной духовной связи с прославленными старцами пустыни – преподобной Досифеей (†1776 г., память 25 сентября/8 октября); Христа ради юродивыми: преподобным Феофилом, иеросхимонахом (†1853 г., память 28 октября/10 ноября), преподобным Паисием, лаврским рясофорным монахом (†1893 г., память 17/30 апреля), Вассианом (слепым), иеросхимонахом (†1827 г.), подвижником благочестия юродивым Иоанном Босым (†1855 г.); схиархимандритом Феофилом (†1996 г., память 22 марта). В них – духовная основа Свято-Троицкого монастыря “Китаевская пустынь”.

Административное устройство и хозяйство пустыни
В свое время Китаевская пустынь представляла собой процветавшее монастырское хозяйство с огородами, рыбными угодьями, фруктовыми садами, виноградниками, пасекой. В Китаевской пасеке, или поселке “Новопасецкий”, жили всего четыре человека, которые занимались пчеловодством и поставляли мед также и в другие монастыри. Хозяйственно-экономическая деятельность Китаевской пустыни полностью обеспечивала всем необходимым проживавших в ней иноков, старцев богадельни, богомольцев, останавливавшихся в гостинице обители. Часть продуктов отправлялась в Лавру. Излишки вывозились на продажу, а вырученные деньги позволяли проводить ремонт монастырских строений и решать все текущие вопросы. Ежегодно в день Святой Троицы в Китаево устраивались ярмарки, которые привлекали сюда множество народа.
Главное монастырское подворье
1 Свято-Троицкая церковь, главный храм Китаевской пустыни. XVIII-XIX вв. Ныне – приходской храм.
2 Кельи старшей братии пустыни. XIX в. В советский период здание занимала школа пчеловодства. Ныне – монастырский корпус, в котором размещается воскресная школа.
3 Жилой братский корпус. ХІХ в. В советский период – административный корпус комбината пчеловодства. Ныне – настоятельский корпус и братские кельи.
4 Церковь Свв. Двенадцати Апостолов. ХІХ в. Первоначально служила теплой трапезной церковью. Под общей железной крышей с ней, при наружной ограде находились:
- с южной стороны, между колокольней и церковью – помещение для сторожей;
- с северной – одноэтажное здание хлебной и двухэтажное здание кухни.
В советский период – производственный комплекс комбината пчеловодства. Ныне – церковь Свв. Двенадцати Апостолов Свято-Троицкого монастыря “Китаевская пустынь” с примыкающими жилыми братскими корпусами.
5 Церковь Свв. Двенадцати Апостолов. ХІХ в. Первоначально служила теплой трапезной церковью. Под общей железной крышей с ней, при наружной ограде находились:
- с южной стороны, между колокольней и церковью – помещение для сторожей;
- с северной – одноэтажное здание хлебной и двухэтажное здание кухни.
В советский период – производственный комплекс комбината пчеловодства. Ныне – церковь Свв. Двенадцати Апостолов Свято-Троицкого монастыря “Китаевская пустынь” с примыкающими жилыми братскими корпусами.
6 Дом настоятеля и канцелярия. ХІХ в. Ныне – жилой братский корпус.
7 Жилой дом. ХІХ в.
8 Братский корпус. ХІХ в.
9 Монастырский корпус. ХІХ в. В советский период – магазин. Ныне – иконная лавка.
10 Монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
11 Монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
12 Монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
13 Монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
14 Бывшие монастырские постройки-службы (ледник, квасоварня, дровник и т.п.). ХІХ – нач. ХХ в. В советский период – хозяйственные помещения комбината пчеловодства.
15 Монастырская баня. ХІХ в. Здание было практически разрушено. Ныне приспособлено под туалет и гараж.
16 Монастырская баня. ХІХ в. Здание было практически разрушено. Ныне приспособлено под туалет и гараж.
17 Инвентарная.
18 Автостоянка.
19 Надвратная колокольня. ХІХ в. Разобрана в 1932 году.
20 Новая колокольня. Конец 1990-х годов. Деревянная, трехъярусная.
21 Могила прп.Досифеи (†1776 г.).
22 Могила св.Феофила (†1853 г.).
23 Могила схиархимандрита Феофила (Россохи) (†1996 г.).
24 Изначально – кладбище в ограде монастыря.

Китаевский хозяйственный двор
25 Старый госпиталь. 1867 г. Ныне – корпус НИИ защиты растений.
26 Церковь во имя прп.Серафима Саровского. 1904 г. В советский период – клуб. Ныне – главный храм монастыря.
27 Новый госпиталь. 1871. Накануне передачи корпуса монастырю принадлежал НИИ защиты растений. Ныне – жилой братский корпус.
28 Первоначально – жилой братский корпус. 1898. Ныне здание занимает НИИ защиты растений. Монастырские гостиницы. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
29 Монастырский корпус. ХІХ – нач. ХХ в. В советский период использовался в качестве столовой. Ныне – трапезная и кухня монастыря.
30 Хозяйственные помещения. ХІХ – нач. ХХ в.
31 31.Бывшие монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
Китай-гора с древними пещерами
32 Деревянная часовня над входом в пещеры с пристроенной к ней кирпичной сторожкой. 1995 г.
33 Пещерная церковь Собора Пресвятой Богородицы. ХІХ - кон. ХХ в.
Как попасть в Китаево
Адрес: 03083 ул. Китаевская, 15.
Тел. (044) 250-97-85
E-mail: [email protected]
Проезд: от ст. м «Лыбедская» – авт. 52 до ост. «Школа»;
авт. 20 до ост. «Ул. Китаевская»;
от ст. м «Выдубичи» – авт. 43, 65 до ост. «Проспект Науки».
Vladya
Поделитесь своими впечатлениями и мыслями от этой статьи на ФОРУМЕ