25 мая 2010 (5 дней 22 часа назад)
Мифология о лебедях
Лебедь (греч. кикнос, лат. cugnus, кигнус или olor, олор) — важная в античной символике птица (несмотря на ее редкость в средиземноморском регионе), чья гибкая шея и чистое белое оперение сделали ее воплощением благородной чистоты. Поэтому Зевс выбрал этот образ, чтобы приблизиться к доверчивой Леде. Интересно, что еще Гомер (Гимн 21) воспевает голос певчего лебедя, который в отличие от безголосого лебедя-шептуна встречается только на Севере. Он связан с Аполлоном, который особенно почитался северным мифическим народом гипербореев. Лебедь присутствовал при рождении бога, он несет бога по воздуху и может благодаря своей силе пророчествовать. Иногда лебедь называется противником и врагом орла и (как и последний) змеи, которых он нередко одолевает. Знаменитая «лебединая песня» — название последнего значительного высказывания великих людей — уходит корнями в упоминание Эсхилом (524—456 до н.э.) пророческого дара птицы Аполлона, которая, зная о своей близкой смерти, испускает достойные восхищения жалобные звуки. В действительности северный певчий лебедь (cygnus musicus, кугнус музикус) может издавать сильный высокий и более слабый глубокий трубный звук даже при близком замерзании в экстремальном холоде. Если несколько певчих лебедей одновременно испускают звуки, то это производит впечатление пения. По германскому поверью, в пророчествующих девушек-лебедей (Песнь о Нибелунгах) могут превращаться девственницы. В христианское время певчий лебедь стал символом кричащего в агонии на кресте Спасителя. Сказки о девах-лебедях из сверхъестественного мира, которые способны снимать свое одеяние из перьев, широко распространены.
Часто лебедь является воплощением женской грации; Афродита и Артемида (лат. Диана) часто изображаются в сопровождении лебедей.
Брахма сидит на космическом лебеде — «дело в том, что земля, как считалось, плавает в океане, а путешествие Брахмы на птице Гамза означает воссоединение земли и воды, необходимое для процветания и роста всего живого» (Фридрих). И здесь мы видим идею спасения всего живого от волн всепоглощающего моря, как в Библии.
В алхимии лебедь символизирует первичное вещество ртуть (сера и ртуть), летучий принцип.
Лебедь также часто встречается как геральдическая птица (например, в гербе Булони и Цвикау (лат. Цигнея), в Саксонии). В 1440 г. был учрежден рыцарский «Орден лебедей», затем обновлен в 1843 г. немецким королем Фридрихом Вильгельмом II в качестве светского ордена милосердия, но на практике никогда не появлялся.
Своеобразная негативная оценка лебедя появляется в средневековых книгах о животных (бестиариях). В них указывается на то, что у него в противоположность белому оперению «совершенно черное мясо»: «Поэтому он — отражение лицемеров, черное мясо греха которых завуалировано белым оперением. Когда лебедь лишается своих белых перьев, то его черное мясо жарится в огне. Так лицемер в смерти лишается всего светского великолепия и спускается в огонь ада» (Унтеркирхер). Зато у Бёклера (1688) говорится, что лебеди сражаются даже с орлом, когда он на них нападает. Они — «короли среди водяных птиц, несут знак белого мира». Эта поэтическая формулировка заставляет вспомнить о лебедином рыцаре Лоэнгрине.
Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть. В связи с этим интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебедей (жизнь — смерть, добро — зло).
Почитание лебедей имеет очень древние корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем. Например, идея его движения представлялась в дневное время в виде упряжки коней, везущих светило по небу, а в ночное возницами в подземном океане выступали лебеди (в компании с гусями и утками). В искусстве этрусков встречаются изображения солнечного колеса, влекомого лебедями. У славян они сопровождали Бога Солнца.
У якутов, лебеди являлись тотемными животными. У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, у монголов считалось, что первые люди на земле были сделаны из лебединых лап.
В индийской мифологии («Тайттирия-брахман») рассказывается, как один мудрец-риши силой своего знания превратился в золотого лебедя, взлетел в небо и соединился с солнцем. С символикой лебедя связана богиня Сарасвати и даже Брахма. Лебедь или гусь — его персональная эмблема. Это та самая волшебная птица, что отложила на воды космическое яйцо, из которого появился сам Брахма.
Кроме того, у индийцев имеется пара лебедей, Хам и Са, которые живут в сознании великого и питаются лишь медом цветущего лотоса знания (саунда-рья лахари). Птица Хамса (не путать с мелкой рыбёшкой) вырезалась на стенах храмов и символизировала совершенный союз, к которому стремятся небесные существа. Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух.
В греко-римской традиции образ лебедя связан с Зевсом, Афродитой, Аполлоном, Орфеем.
Однажды Фаэтон, сын бога Гелиоса, взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не справился и чуть не испепелил землю огненным жаром. Опасаясь, что Фаэтон погубит землю, Зевс поразил его молнией. Из сострадания Аполлон превратил юношу в лебедя, а его изображение поместил среди других звезд (созвездие Лебедь). Сам Аполлон часто летал из солнечной Эллады далеко на север в страну гипербореев в колеснице, в которую впряжены белые лебеди.
В другом мифе царица Спарты Леда сразила своей красотой самого Зевса, и однажды влюбленный владыка богов явился к ней в образе раненого лебедя. Леда приласкала лебедя, и вскоре она родила яйцо. Из яйца возникла прекрасная Елена, из-за которой впоследствии разгорелась Троянская война.
У греков было поверье, что лебеди перед смертью взлетают к солнцу с последней «лебединой песней».
Лебедь присутствовал при рождении Аполлона, солнечного бога; с ним связана сила пророчества.
Но в греко-римской традиции эта птица ещё и знак любвеобилия, связанная потому с Афродитой (Венерой). А римляне назвали в его честь северное созвездие Млечного Пути.
Германцы считали лебедей птицами, которые могут предсказывать будущее, полагали, что в них превращаются души юных дев, особенно чистых и добродетельных (но ведь и у нас девушку называют ласково лебёдушкой). У кельтов лебединые божества тоже ассоциируются с солнечной колесницей, имеют солярную природу и являются благодетелями людей, обладают целительными силами, символизируют щедрость, любовь и чистоту, а их музыка действует магически.
Китайцы также называют лебедя солнечной птицей. У бурят он является олицетворением вечного материнства и верности нравственным корням (застрелить лебедя было сильным грехом, влекущим либо утрату одного глаза, либо пропажу жены). У марийцев тоже бытовал запрет на отстрел лебедей (а также на гусей и голубей).
У славян лебединая пара — воплощение супружеской верности, красоты и дородства. По русским верованиям, кара за убитого лебедя падает не только на виновного, но и на весь его род; если показать убитого лебедя детям, они все умрут. У основателей Киева братьев Кия, Щека и Хорива была сестрица, которую звали Лебядь или, по другим толкованиям, Лыбядь, Леблядь. Имя это означало, что она «светлая, блестящая».
Любопытно, что Хроника Козьмы Пражского (XII в.) сообщает о мудрейшей дочери и верной помощнице Крака, основателя града Кракова, что звалась Либуше (т.е. Лебедь). После смерти отца народ доверил ей правление и судейство. Так вот, именно она указала на князя-пахаря Пшемысла и предсказала основание Златой Праги.
В сказаниях народа о девах лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они дождевые весенние облака, считались дочерями Окиян-моря, обитали в водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную задачу выполнить.
Часто лебедь является воплощением женской грации; Афродита и Артемида (лат. Диана) часто изображаются в сопровождении лебедей.
Брахма сидит на космическом лебеде — «дело в том, что земля, как считалось, плавает в океане, а путешествие Брахмы на птице Гамза означает воссоединение земли и воды, необходимое для процветания и роста всего живого» (Фридрих). И здесь мы видим идею спасения всего живого от волн всепоглощающего моря, как в Библии.
В алхимии лебедь символизирует первичное вещество ртуть (сера и ртуть), летучий принцип.
Лебедь также часто встречается как геральдическая птица (например, в гербе Булони и Цвикау (лат. Цигнея), в Саксонии). В 1440 г. был учрежден рыцарский «Орден лебедей», затем обновлен в 1843 г. немецким королем Фридрихом Вильгельмом II в качестве светского ордена милосердия, но на практике никогда не появлялся.
Своеобразная негативная оценка лебедя появляется в средневековых книгах о животных (бестиариях). В них указывается на то, что у него в противоположность белому оперению «совершенно черное мясо»: «Поэтому он — отражение лицемеров, черное мясо греха которых завуалировано белым оперением. Когда лебедь лишается своих белых перьев, то его черное мясо жарится в огне. Так лицемер в смерти лишается всего светского великолепия и спускается в огонь ада» (Унтеркирхер). Зато у Бёклера (1688) говорится, что лебеди сражаются даже с орлом, когда он на них нападает. Они — «короли среди водяных птиц, несут знак белого мира». Эта поэтическая формулировка заставляет вспомнить о лебедином рыцаре Лоэнгрине.
Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть. В связи с этим интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебедей (жизнь — смерть, добро — зло).
Почитание лебедей имеет очень древние корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем. Например, идея его движения представлялась в дневное время в виде упряжки коней, везущих светило по небу, а в ночное возницами в подземном океане выступали лебеди (в компании с гусями и утками). В искусстве этрусков встречаются изображения солнечного колеса, влекомого лебедями. У славян они сопровождали Бога Солнца.
У якутов, лебеди являлись тотемными животными. У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, у монголов считалось, что первые люди на земле были сделаны из лебединых лап.
В индийской мифологии («Тайттирия-брахман») рассказывается, как один мудрец-риши силой своего знания превратился в золотого лебедя, взлетел в небо и соединился с солнцем. С символикой лебедя связана богиня Сарасвати и даже Брахма. Лебедь или гусь — его персональная эмблема. Это та самая волшебная птица, что отложила на воды космическое яйцо, из которого появился сам Брахма.
Кроме того, у индийцев имеется пара лебедей, Хам и Са, которые живут в сознании великого и питаются лишь медом цветущего лотоса знания (саунда-рья лахари). Птица Хамса (не путать с мелкой рыбёшкой) вырезалась на стенах храмов и символизировала совершенный союз, к которому стремятся небесные существа. Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух.
В греко-римской традиции образ лебедя связан с Зевсом, Афродитой, Аполлоном, Орфеем.
Однажды Фаэтон, сын бога Гелиоса, взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не справился и чуть не испепелил землю огненным жаром. Опасаясь, что Фаэтон погубит землю, Зевс поразил его молнией. Из сострадания Аполлон превратил юношу в лебедя, а его изображение поместил среди других звезд (созвездие Лебедь). Сам Аполлон часто летал из солнечной Эллады далеко на север в страну гипербореев в колеснице, в которую впряжены белые лебеди.
В другом мифе царица Спарты Леда сразила своей красотой самого Зевса, и однажды влюбленный владыка богов явился к ней в образе раненого лебедя. Леда приласкала лебедя, и вскоре она родила яйцо. Из яйца возникла прекрасная Елена, из-за которой впоследствии разгорелась Троянская война.
У греков было поверье, что лебеди перед смертью взлетают к солнцу с последней «лебединой песней».
Лебедь присутствовал при рождении Аполлона, солнечного бога; с ним связана сила пророчества.
Но в греко-римской традиции эта птица ещё и знак любвеобилия, связанная потому с Афродитой (Венерой). А римляне назвали в его честь северное созвездие Млечного Пути.
Германцы считали лебедей птицами, которые могут предсказывать будущее, полагали, что в них превращаются души юных дев, особенно чистых и добродетельных (но ведь и у нас девушку называют ласково лебёдушкой). У кельтов лебединые божества тоже ассоциируются с солнечной колесницей, имеют солярную природу и являются благодетелями людей, обладают целительными силами, символизируют щедрость, любовь и чистоту, а их музыка действует магически.
Китайцы также называют лебедя солнечной птицей. У бурят он является олицетворением вечного материнства и верности нравственным корням (застрелить лебедя было сильным грехом, влекущим либо утрату одного глаза, либо пропажу жены). У марийцев тоже бытовал запрет на отстрел лебедей (а также на гусей и голубей).
У славян лебединая пара — воплощение супружеской верности, красоты и дородства. По русским верованиям, кара за убитого лебедя падает не только на виновного, но и на весь его род; если показать убитого лебедя детям, они все умрут. У основателей Киева братьев Кия, Щека и Хорива была сестрица, которую звали Лебядь или, по другим толкованиям, Лыбядь, Леблядь. Имя это означало, что она «светлая, блестящая».
Любопытно, что Хроника Козьмы Пражского (XII в.) сообщает о мудрейшей дочери и верной помощнице Крака, основателя града Кракова, что звалась Либуше (т.е. Лебедь). После смерти отца народ доверил ей правление и судейство. Так вот, именно она указала на князя-пахаря Пшемысла и предсказала основание Златой Праги.
В сказаниях народа о девах лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они дождевые весенние облака, считались дочерями Окиян-моря, обитали в водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную задачу выполнить.
Поделитесь своими впечатлениями и мыслями на ФОРУМЕ
Амулеты
Символы
Талисманы
Головна сторінка